менюкатегории
НовостиСофтинкифотки[Майские] часики |
Каталог статей
Как построить ракету
ЗаключениеЭтот текст был подготовлен BSVi. В нем достаточно полно была освещена проблема создания ракет с листовыми стабилизаторами. Любые замечания, предложения принимаются по адресу bsvi@mail.ru Мотор из гильзыИтак. Мотор на 20 грамм топлива KN/сорбит достаточно простой и относительно безопасный, обладающий двукратным запас прочности. Основой мотора является папковая охотничья гильза 12 калибра. В корпусе гильзы расположена камера сгорания, а отверстие под капсюль используется как сопло. Заряд вкладного типа. С центральным каналом и бронировкой внешней поверхности. Сопло – вкладная шайба. Замедлитель – топливная вставка. Вышибной заряд – метательный порох. Конструкция мотора представлена на рисунке:
1 и 2 – охотничья гильза 3 -- внешний корпус мотора 4 – бронировка топливной шашки 5 – топливная шашка 6 – корпус замедлителя 7 – вышибной заряд 8 – пыж 9 – замедлитель
Топливная шашка
Топливная шашка представляет собой цилиндр с центральным каналом и бронировкой внешней поверхности. Шашка отливается прямо в бронировку. Бронировка представляет собой бумажный цилиндр из писчей бумаги плотностью 80 г/м2. Производства Финляндии. Такая бумага сама по себе горит достаточно плохо по причине наличия в ней больного количества каолина. А в сочетании с силикатным клеем получается практически негорючее изделие. Трубка изготавливается на самодельной оправке диаметром 16 мм. Толщина стенки должна в точности ровняться двум слоям бумаги. Меньшая толщина не обеспечивает надежной теплоизоляции, большая просто не влезет в гильзу. Длинна цилиндра, либо 50 мм в случае ручного сверления канала, либо 70 мм в случае формовки канала в процессе отливки. Накатанная трубка смазывается снаружи тонким слоем канцелярского клея и сушится двое суток. первые сутки при комнатной температуре, вторые при температуре 50-60 градусов. Отливка шашки с одновременной формовкой центрального канала. Потребуется изготовить некоторую оснастку ( см фото)
Диаметры стержней равны диаметру центрального канала Диаметр стержней равен диаметру центрального канала, а диаметр отрезков цилиндров – диаметру гильзы. Топливо – сорбитовая карамель технология изготовления которой подробно описана здесь. Топливо заливается в оболочки, трамбуется палочкой, через трое суток шашки извлекаются из оснастки. Перед извлечением шашек рекомендуется произвести насколько ударов но направляющим стержням в осевом направлении. После извлечения шашки обрезаются до необходимого размера. Один торец обрабатывается на обратный конус глубиной 2-3 мм. Это будет камера сгорания. Достоинство данного способа изготовления топливных шашек – отсутствие трудоемкой операции по высверливанию центрального канала. Главный недостаток – необходимость обрезки торцов шашек. Горячя топливная смесь по консистенции отнюдь не вода, и даже не сметана. Она похожа на манную кашу. И в том узком пространстве, которое остается между центральным стержнем и бронировкой не всегда удается качественно и равномерно уложить смесь. Нижний торец шашки часто остается неровным, для чего и требуется последующая обработка. Отливка шашки с последующим высверливанием центрального канала. В этом случае все гораздо проще.
Шашки отливаются на картонной подставке, пропитанной эпоксидной смолой. Через сутки, шашка затвердевает настолько, что уже не теряет форму в руках, однако еще не становится хрупкой. В этом состоянии ее проще всего обрабатывать. С внешней поверхности удаляется весь облой. Ручной дрелью высверливается сквозной канал. Затем ножом выбирается конусное углубление с верхней стороны шашки. Главное не спешить. Все движения должны быть медленными и плавными. Ни в коем случае нельзя допускать нагрева рабочего инструмента выше 60 градусов по цельсию. Иначе начнет плавиться топливо в зоне контакта. После обработки шашкам требуется еще несколько дней выдержки до полного отверждения. Замедлитель. Замедлитель представляет собой деревянный конус с осевым отверстием, в которое собственно и вкладывается замедлительный заряд. Конус вытачивается из любой древесины лиственных пород. Хвойные породы не годятся, так как при нагреве из такой древесины выделяется смола, которая создает воздушные пузыри, благодаря которым заряд замедлителя отстает от стенок корпуса, и наблюдается частный прорыв рабочих газов к вышибному заряду.
Для изготовления идеально подходит станок “умелые руки”
Длинна L расчитывается исходя из необходимого времени задержки по формуле L=2.6*(t-t1)+d Где t - необходимое время задержки. t1 – время работы мотора d – толщина стенки топлива. В корпусе замедлителя сверлится сковзное отверстие диаметром 2 мм, которое со стороны камеры сгорания рассверливается до 6 мм на глубину 3-4 мм. Полученная полость заполняется топливной смесью. Внешний корпус Внешний корпус представляет собой бумажную трубку внетренним диаметром 18 мм, изготовленную из половины листа формата А4. Трубка клеится на оправке. Для склейки используется клей ПВА разведенный водой в пропорции 1:1. После склейки трубки снимаются с оправки и сушатся 24 часа.
Детали мотора Для окончательной сборки одного мотора необходимы. Топливная шашка 1 штука. Гильза охотничья папковая 12 калибра 1 штука Шайба стальная 17x3,5 одна штука Замедлитель 1 штука Пыж войлочный осаленый 10 калибра 1 штука Эпоксидная смола, отвердитель, просеянная глина, клей N88, метательный порох, арахисовая шелуха. Сборка Разведите эпоксидную смолу с отвердителем согласно инструкции. Добавьте в нее 20% ( по весу) глиняной пыли и тщательно перемешайте. На дно гильзы уложите металлическую шайбу и утрамбуйте ее при помощи молотка и штыря подходящего диаметра. Вставьте в гильзу топливную шашку до упора, конусным углублением к соплу. Вставьте до упора замедлитель. Завальцуйте выступающие края гильзы при помощи твердого бруска. В образовавшуюся щель между гильзой и замедлителем тщательно вмажьте разведенную смолу с глиной. Должно получиться вот так:
Через сутки можно продолжить сборку. Смажьте внешнюю поверхность гильзы клеем N88, и наденьте внешний корпус. Пока клей схватывается приготовьте навеску из 1.5 грамма метательного пороха и такого же количества арахисовой шелухи. Это будет вышибной заряд. Смесь засыпьте на замедлитель и вставьте сверху до упора войлочный пыж. Выступающую часть корпуса обрежьте.
Через сутки мотор готов к эксплуатации Контроль качества Возьмите за правило подвергать одну отливку из каждой партии разрушающему тесту. Распилите ее вдоль. Проверьте на отсутствие воздушных пузырьков и полостей. В случае наличия оных без всякого сожаления бракуйте всю партию. Так же бракуйте шашки, сечение которых отличается от окружности более чем на 0.2-0.3 мм. Тщательно проверяйте корпусы замедлителей на отсутствие сколов на внешней поверхности. И не надейтесь залить их эпоксидной смолой. Трещина все равно проявится во время работы. В готовом моторе при встряхивании не должно быть слышно никаких звуков Особенности изготовления хранения и эксплуатации. Ни в коем случае нельзя использовать в качестве наполнителей эпоксидной смолы алюминиевую или другую металлическую пудру, а так же оксиды металлов. Все они повышают температуру горения топливной смеси, что приводит к стабильному прогару корпуса в месте контакта корпуса и смолы с наполнителем. Сорбитовая карамель – гигроскопичное топливо. Поэтому шашки и готовые моторы должны минимальное время находиться на открытом воздухе. Все операции по отверждению шашке и сборке мотора должны проводиться в сухом помещении, а на время отверждения и хранения мотор и его компоненты должны помещаться в герметичные пакеты. Мотор такой конструкции нечувствителен к ударам и низкой температуре, однако его все равно требуется оберегать от ударов, падений и сотрясений. Кроме того помните, что мотор очень чувствителен к повышенной температуре. Длительная выдержка мотора при температуре выше 30 градусов по Цельсию недопустима так как начинается деформация топливной шашки. Кажется, что все так начинают сами делать двигатели. Охотничья гильза -почти готовый корпус ракетного двигателя. Их легко доставать - на стендах стрельбы по тарелочкам можно собирать килограммами- и небольшими затратами труда и времени сделать из них двигатель. Пыжи и прокладки продаются свободно в охотничьих магазинах. Раньше фабричные двигатели были такими. Гильзы бывают из пластмассы и картона Стандартная длина 70 мм , магнум-76мм, супер магнум- 89мм. Последних трудно доставать, сами патроны дорогие. Ими часто охотятся на гусей около водоемах. Там я и собираю Magnum гильзы . Внешний диаметр гильз 12 калибра равен 20мм+0.6. Внутренний картонных, немного больше 18 мм, а пластиковых - 19 мм. Шляпка обычно из латуни или помедненная сталь, бортик на 1.5 мм больше. Он - удобный упор в фюзеляж ракеты. Большинство пластиковых гильз гладкие с внутренней стороны. А много из картонных имеют пороховую камеру с упором для пыжи - они нам не подходят . Я предпочитаю гильзы magnum - там больше места для топлива и заглушки. Лучшие результаты я получил от двигателей из гильз magnum 76мм из пластмассы после многократных расчетов с SRM и множеством проб и ошибок Самое трудное оказалось как сделать так , чтобы не выбивало заглушку- пластиковые гильзы от давления раздувает. Такими двигателями легкая ракета типа mtr_xxx поднимается метров на 400-500 , на грани видимости, часто в апогее исчезает, несмотря на темную окраску. Сопло- монета ( 2 стотинки, диаметр 18мм). Сверлю в центре сверлом 3мм, потом довожу до 3.5 мм малой подачей. Такое должно быть критическое сечение сопла. Приклеиваю ко дну гильзы белым силиконом ( санитарным) . Надо учесть , что дно не ровное, силикона чуть больше надо. Если завернуть нижнюю сторону монеты станиолем , впоследствии двигатель будет герметичным до момента, когда , вставляя запал, проткнем станиоль - карамель ведь гигроскопична. Потом обмазываю жидким стеклом всю внутреннюю поверхность гильзы. Жду , пока хорошо высохнет. Предварительно подготавливаю материал для теплоизоляции и бронировки- в подносе наливаю жидкое стекло и опускаю там лист от ксерокса (принтера). Минут через 15-20 лист становится полупрозрачным и тяжелым, сушу. Опускаю в поднос следующий и так пока не наберется штук 5-6 , чтоб запас был на следующие двигатели. Из этого материала делаю бронировку и теплоизоляцию двигателей При разрезе отработанных моторов видно, что два витка изоляции и один виток бронировки остаются целыми, самый внутренний обуглен, крошится легко. Важно теплоизоляцию так намотать около зарядов , что бы весь пакет входил в гильзу совсем плотно. С обеих сторон изоляция выступает миллиметров на 2-3, которых надо загнуть внутрь. Топливо - сорбитовая карамель . Сахарная развивает больше давления, раздувает гильзы и плюет заглушки или прожигает их в сторону. Сорбит мне привозят из России изредка. Стандартное отношение- 65% KNO3 / 35% сорбита. Нитрат калия надо размолоть - пользуюсь кофемолкой, 3 раза по 10 секунды с паузами по 20 сек. для половину кофемолки. Влаги не должно быть. Перед размолом нитрат калия сушу ( если надо) в маленькой сковородке на электроплитку при 120-130 градусов , проверяю зеркальцем - если вспотело, влага есть. Точный метод- взвесить до и после сушки и так пока вес начнет не изменяться. Сорбит не измельчаю. В небольшой эмалированной сковородке высыпаю его и мешаю маленькой деревянной лопаткой, строгал из сподручных щепок. Когда он расплавится, добавляю порциями нитрат калия, постоянно перемешивая. Потихоньку образуется что-то вроде каши и запах карамели. Поддерживание температуры 125-130 градусов обязательно. Если не на что , советский утюг наоборот сойдет. Я сделал тиристорный регулятор. Следует иметь ввиду, что желто-коричневый цвет смеси и интенсивный запах- предупреждение опасности самовозгорания, при перемешивании может произойти локальный перегрев и самовозгорание, а гасить практически нечем. Бурное пламя , опаленные брови, все помещение в дыму, соседи вызывают пожарников, родители в панике - все это можно предотвратить , нужна маленькая порция осторожности и терпения. Мешочек с песком под рукой , хоть может понадобится один раз, будет весьма полезен при спасении дома. Топливные шашки отливаю в формочках из срезанных на нужную высоту гильз. Два витка бронировки обмотаны ватманом до плотного вхождения в гильзу. Донышко покрыто дробовой прокладкой 16 калибра с отверстием 5 мм в середине ( можно и из картона вырезать). Штифт 5мм ( ось игрушечного грузовика) вбит в сосновую доску, на него надета форма.
По правде говоря, у меня карамель не льется, а ее насыпаю в форму лопаткой как кашу. Через две-три лопатки стучу доской об стол , масса топлива оседает на дно, и продолжаю, пока форма не заполнится. Таким способом иногда получались каверны в шашках, что приводило к авариям. Последнее время после заполнения формы топливом их утряхиваю , поставив на виброшлайф машинку (для автомобилей). Плотность заметно возросла и ракеты стали лететь выше, а трещины и каверны почти не нахожу. Кстати , уплотнение шашек таким образом имеет и отрицательные стороны, если не надевать перчатки. После уплотнения топлива центрирую штифт и( он всегда немного уходит в сторону) и жду , пока топливо не затвердеет немножко В паузе заполняю следующую шашку. Чтобы легче вынуть штифт , заранее его слегка смазываю солидолом ( лучше силиконовым). Силиконовый спрей хуже. После вынимания штифта ( осторожно, все еще мягкое и горячее) оставляю на стол и продолжаю "отливать " шашки пока материал в сковородке не кончится. Пока больше 150 г. за раз не делал. Еще теплые шашки вместе с формами ставлю в банку из под компота с винтовой крышкой, внутри находится и мешочек силикагеля. Держу в прохладном месте 3 дня, они затвердевают и можно вынимать шашки .Иногда они сопротивляются, приходится разрезать гильзы вдоль. Ну , и что? Гильз много, другие формы сделаю.
Оформление окончательного размера шашек делаю модельным ножиком и сверлом 5мм. Нужно точно соблюдать размер, вычислен SRM. Миллиметр длиннее - выбивает заглушку, короче - теряем в мощности, толще- не сделаем изоляцию достаточной и прогорает корпус. Размер шашек: внешний диаметр16.5мм ; длина 22мм; канал 5мм. В один двигатель входят две шашки, они завернуты в теплоизоляцию до абсолютно плотного вхождения в гильзу, но минимум два витка. Как упоминалось, с обеих сторон теплоизоляция на 2-3 мм длиннее и следует ее подвернуть внутрь. Кольцо из стальной проволоки 0.3-0.4 мм между шашками улучшает зажигание. Вставляем в гильзу ( сопло приклеено, внутренняя поверхность обмазана) , завернутые изоляцией шашки и дотыкаем над ними дробовую прокладку . Можно металлический кружок или картонный, важно , чтобы входил с натягом . Заливаю эпоксидной или полиестерной смолой до уровня 5-6 мм от кромки и вставляю еще едну прокладку. Когда смола затвердеет, подгибаю остаток бортика гильзы об стол и доливаю смолой до заполнения . Вырезаю из латунной или медной фольги 0.2 мм ленточку шириной 5мм, облуживаю края на 5-10 мм.. Ее припаиваю к шляпке гильзы с обеих сторон, получается хомут, который стягивает ее, не разрешая срыв крышки. Если получился зазор, вставляю монетку между хомутиком и крышкой. В свое время за паяние заряженного двигателя получил критику на форуме, поэтому поясняю: специально для пробы паял открытую гильзу и измерял температуру корпуса изнутри цифровым мультиметром: она не поднималась выше 60 градусов . Правда, края хомутика и шляпка гильзы заранее облудил. Пайка продолжалась не более 2-3 секунды.
Готовые двигатели сохраняю в банку с винтовой крышкой. Таких двигателей запущено штук 20-30. Некоторые прогорали и оказывалось, что теплоизоляция не сделана как следует. Но процентов 80 летают, да еще как! Обыкновенные картонные гильзы тоже летают, но там одна шашка длиной 36мм, длиннее плюет заглушки или прогорает. Внешний диаметр шашки чуть меньше. Двигатель получается слабее. Попадались гильзы и патроны 10-ого калибра , внешним диаметром 26мм.Их раньше использовали в ракетницах. У патронов ценный осветительный заряд - его использую в запалах, а порох- для парашюта. Ими было сделано несколько двигателей, которые отработали неплохо, но два из них взорвались на высоту 20-30 метров- картон старый, недостаточно жесткости. Для них шашка одна, размерами D=23 mm, d=10 mm, L=55mm. Заглушку сделал из монеты соответствующего диаметра и эпоксидку, сопло- гильза от мелкашки ( 22 кал, 5.6мм ). Ее сначала сверлю на 3.5 мм, потом центром расширяю до 4 -4.3 мм. Вставляю в гильзу с внутренней стороны в отверстие для капсуля, вставляю деревянный дорник ( палка диаметром 25 мм) и развальцовываю исходящую часть сопла подходящим конусным инструментом, медленно , со смазкой . Профиль горения близок к регрессивному из за эрозии сопла, а полет такой ракеты очень зрелищен, из за большего диаметра ее хорошо видно на 300-400м. Кажется, что запустил зенитную ракету. Мой сосед по даче, взрослый мужик, жена и дети у него , как увидел полет- прямо взгорел от желания запустить еще одну, деньги предлагал. А вообще-то с гильзами возни много, а движки получаются слабенькими. Гораздо легче, быстрее и эффективнее можно сделать двигатель из отсоса для припоя. Естественно, что вам кое-что понадобится. Сейчас я расскажу, где и что вы сможете взять. Если вы живете не в глухой деревне, то без труда сможете достать всё нижеописанное. Итак, ваши "пастбища": хозмаг, отделы бытовой химии, ларьки бытовой химии на рынках, радиорынки, аптеки, аптечные склады, автомагазины. В крупных городах есть магазины "Химреактив", только не во всех из них продают реактивы частным лицам за наличный расчет. Почитайте газеты бизнес-объявлений – там можно найти много интересного. Можете даже завести знакомства в химлабораториях на предприятиях. Магазины удобрений типа "Садовод" – настоящий кладезь полезных веществ. § Серная кислота. СК 28% вы можете легко купить в любом автомагазине или на рынке как "Электролит". С концентрированной СК (98%) сложнее. Её продают в автомагазинах, но не во всех; иногда в хозмагах или ларьках бытовой химии на рынке. Если спросят, можете сказать, что она вам нужна для изготовления электролита или для оксидирования железа. Чистая концентрированная кислота – прозрачная тяжелая жидкость. Если кислота имеет грязно-желтый цвет, то она грязная и для вас не подойдет. Можно попробовать изготовить самому § Соляная кислота (конц. 37%) продается практически во всех хозмагах и ларьках, вместе с красками, растворителями и пр. химией. Очень часто процент на ней не указывается, а только ГОСТ. Конц. кислота должна дымиться из горлышка бутылки при открытой пробке. Имеет очень резкий запах и желтоватый цвет. Если спросят: "Зачем?" – скажите что для очистки железа от ржавчины или для пайки. § Азотная кислота (конц.). Хрен-где-достанешь. В продаже можно иногда встретить 42% азотную кислоту, но для реакции нитрации она не подойдет. Придётся делать самому § Перекись водорода. Гидроперит продается в любой аптеке. Пергидроль продается только в "Химреактиве". Его можно достать у старшей медсестры в больнице (заводите знакомства!) или по бизнес-объявлению. Скажите, что занимаетесь крашением меха в своей маленькой мастерской или делаете "окислительный топливный элемент" – сам не знаю, что это такое, но, обычно, больше вопросов не возникает § Ацетон. В отделе лаков и красок. Лучше покупать "Ацетон технический", чем "лакокрасочный". Некоторые недобросовестные поставщики могут ещё и разбавить его какой-нибудь дрянью. Должен быть абсолютно прозрачен и испаряться с листа бумаги полностью, без жирных пятен и грязи. § Скипидар. В отделе лаков и красок. Продается "Скипидар живичный". § Аммиачная селитра. Ищите среди удобрений. Нужна чистая АС, а не смеси, типа "Аммофос". Покупка даже больших количеств не вызывает подозрений. Представляет собой белые гранулы, легко растворимые в воде с понижением температуры. В продаже встречаются две разновидности. Первая – гранулы молочно-белые и очень твердые. Она содержит в качестве добавок разные минеральные примеси и детонирует хуже. Вторая - полупрозрачные гранулы и относительно легко растираются. Эта лучше всего, хотя можно использовать и первую. Вообще, удобрения лучше всего покупать весной – тогда и ассортимент шире и цены ниже. § Селитры натриевая и калиевая. Ищите среди удобрений, лучше всего весной – в другое время можете не найти. Белый порошок, хорошо растворяющийся в воде. § Алюминиевая пудра. Продается как краска "Серебрянка" в хозмаге в пакетиках по 50, 100, 150 г. На рынке в рядах лаков и красок можно найти в больших количествах и дешевле. Это порошок серо-серебристого цвета, очень сильно мажется и пылит. Разведенная с олифой серебрянка не подойдет, равно как и алюминиевый порошок – он крупнее и не пылит. § Уротропин. Это то самое "Сухое горючее", которое продается во всех магазинах "Охотник-рыболов". Большие белые таблетки, неохотно поджигаются и спокойно горят. § Лимонная кислота. На рынке или в магазине в отделе специй и приправ. Белый порошок со жгуче-кислым вкусом. § Сахар. Можете вытряхнуть из собственного стакана. Если вы уже налили туда чай, тогда сложнее – придётся выпаривать (шутка)… § Сера. В магазине "Садовод" или на рынке среди удобрений. Не берите "Серу коллоидную" – в ней слишком много примесей. Мелкий желтый порошок, не растворяется в воде, плохо горит с резким удушливым запахом. Иногда встречается сера в комках – она подойдет. § Уголь. Самый лучший "Уголь для мангалов и шашлычниц" сейчас поступил в продажу. Можно сделать самому . Для аммонала подойдет также уголь из коробки противогаза или фильтра "Родничок". Для черного пороха они не подойдут (примеси окислов металлов). Можно ещё взять "Уголь активированный" из аптеки, но это довольно дорого и он тоже бывает плохого качества (не древесный, а костяной). § Перманганат калия. Он же "марганцовка". Продается в любой аптеке. У вас гнойничковое воспаление кожи. Доктор прописал вам ежедневные ванны с раствором марганца. Именно для этого вам надо 10 пачек перманганата… § Порох. Бездымный или чёрный порох продается в охотничьем магазине. Естественно, что вы не охотник. Однако, любой знакомый охотник за магарыч не откажет вам в маленькой услуге – купить баночку пороха на свое имя для вас. Вы делаете модели ракет и фейерверки. А раствор тринитроцеллюлозы в ацетоне применяется как пластификатор для некоторых пластмасс (даже такая лапша иногда срабатывает). А бездымный артиллерийский порох наковыряйте из снарядов (содержится в гильзе в виде длинных трубок – "макарон"), но ковыряться в реликвиях ВОВ – это очень нездоровая тема (об этом ниже). Просмотров: 17528 | Комментарии: 2
| Теги: |
|
чатикпоиск по сайтуmp3 прлеер |