Автор - Олег Ряховский
Когда вы в первый раз поедете на аэродром со своей первой моделью вы
можете оказаться перед достаточно непростым вопросом: а что взять с
собой на поле (кроме конечно же модели, передатчика и топлива для
мотора)? Вопрос не из простых. Давайте попробуем разобраться, что именно
может понадобиться вам на поле и как оптимизировать набор инструментов
и материалов, которые нужно взять, куда и как всё это упаковать.
Что мы будем делать на аэродроме?
Ведь моделистам на поле приходится не только летать. Летающая модель
требует заботы, ухода, внимательного и бережного к себе отношения…
Поэтому в процессе полётов приходится производить самые разные
сопутствующие работы - например, подстройку длин тяг, повторную
протяжку открутившихся от вибрации болтиков, иногда - подклейку трещин
или заделку дырок в обтяжке, проделанных жёсткой сухой травой.
Вследствие этого необходимый инструмент и материалы подбираются на
основе перечня планируемых работ.
Главное
Самолёты с ДВС
Для самолёта с двигателем внутреннего сгорания потребуется топливо,
ручная или электрическая топливная помпа, стартёр с аккумулятором для
него, зажим и аккумулятор для накала свечи (или стартовая панель).
Также не помешает порядочный моток старых тряпок для периодической
протирки модели и незамерзающая жидкость для автомобильных
стеклоомывателей или моющие жидкости для стекол, чтобы полностью
очистить модель от масла после полётов.
Можно также взять с собой несколько пропеллеров - для замены
сломавшегося или установки наиболее подходящего к погодным условиям и
выполняемым моделью задачам.
А запасные свечи просто необходимы на аэродроме.
Электролёты
Электролёт требует меньшего по количеству, но более дорогого
оборудования - это зарядное устройство, от которого вы прямо на
аэродроме будете заряжать ходовые аккумуляторы, и собственно пара
ходовых батарей. Впрочем, можно поступить и по-другому - купить штуки
четыре ходовых батарей и заряжать их дома. В этом случае быстрый
зарядник вам не понадобится. Помимо этого, очень пригодится тестер и
запасные пропеллеры.
Иногда (когда отпаялся проводок от двигателя) бывает очень полезен
12-вольтовый паяльник, питающийся от автомобильного аккумулятора.
Планеры
Для полётов на планере нужен леер (леска, с помощью которой
запускают планер, подобно змею), штырь для крепления леера в земле,
резиновая катапульта для запуска планера без помощника и блок, на тот
случай, если у вас есть помощник, затягивающий планер.
Катапульта - это, фактически, тот же леер с привязанным к нему
отрезком резины длиной 15...30 метров и диаметром миллиметра четыре -
она поможет вам запустить планер без помощника.
Для полётов в ветреную погоду планер, как правило, требуется
догружать для того, чтобы он имел возможность уверенно двигаться против
ветра. Догрузку можно произвести с помощью свинцовых чушек или пластин,
и для килограммового планера понадобится грамм 200-300 свинца.
При его отсутствии планер догружают чем придётся - плоскогубцами, гаечными ключами, булыжниками…
Полётный ящик
Куда же складывать нужные нам предметы? Меньше всего, конечно, для
этого подходит полиэтиленовый пакет, даже на первое время. Видавшая
виды спортивная сумка или небольшой рюкзачок - чуть лучше, но вам,
скорее всего, не удастся содержать в них в относительном порядке вашу
походную мастерскую. Об этом говорит и опыт поколений моделистов,
избравших в качестве вместилища полётных инструментов венец творения
инженерного гения - полётный ящик.
…На сегодняшний день можно провести совершенно чёткую и однозначную
классификацию полётных ящиков по происхождению - это покупные,
самодельные и сделанные из купленного набора заготовок. Выбор полётного
ящика - это личное дело пилота. Главное, чтобы в этот ящик помещалось
всё, включая топливо и передатчик. Посудите сами,
когда вы собираетесь выезжать на поле, вы имеете меньше шансов забыть
что-либо, если всё у вас сложено в одном месте, и везти вам нужно два
предмета - ящик и модель. А представьте, что будет, если в ваш ящик не
влезли передатчик, канистра с топливом и какие-нибудь суперплоскогубцы?
Вам нужно будет помнить о пяти предметах, и в этом случае вероятность забыть один из них быстренько возрастает…
В отдельных случаях, когда модель требует для эксплуатации минимума
нетяжёлых предметов - например, электролёт, полётный ящик может
интегрироватьтся в единое целое с упаковкой для модели: плюс этого
решения состоит в том, что на аэродром вам нужно везти только один
предмет - меньше уже некуда…
Для ознакомления здесь приведены чертежи типового "рогатого" ящика.
Это очень распространённая среди моделистов конструкция, имеющая,
однако, пару недостатков. Во-первых, не всегда удаётся хорошо уложить в
этот ящик передатчик, а во-вторых, при запуске модели масло и песок
летят на незакрытую верхнюю часть ящика, где лежат инструменты.
Впрочем, кому-то наверняка важнее небольшие габариты и простота
изготовления этого чуда…
Крайне желательные вещи
Без них вы не сможете подрегулировать или подремонтировать модель прямо на поле.
Нужно нам вот что:
- Острый нож, можно со сменными лезвиями
- Две
пары крестовых и шлицевых отвёрток - две больших и две маленьких, чтобы
отвернуть и завернуть любой имеющийся в ваших модели и аппаратуре винт
- Плоскогубцы
большие - ими хорошо чего-нибудь гнуть, выпрямлять и откусывать; и
утконосы маленькие - ими хорошо затягивать маленькие гайки, если нет
ключа.
- Ножницы - несмотря на наличие ножа, пригодятся
- Парочка надфилей, шкурка - незаменимы при первых полётах, когда надо чего-нибудь подпилить и подровнять, а также при ремонте
- Циакриновый
клей "Супермомент", "Монолит", "Секунда" и им подобные, а также
пятиминутная эпоксидная смола. Грохнете модель на посадке - добрым
словом помянете, если в поле станете ее чинить
- Нитки - для ремонта вещь незаменимая
- Скотч и изоляционная лента
- Резина - сечением 2х1мм или что-нибудь в этом духе
- Свинец - не обязательно, но пригодится для центровки модели
- Набор винтиков, гаечек, саморезов, подобных использованным в модели
- Аптечка
- йод, бинт, пластырь, немного ваты и еще нашатырь. Авиамоделизм -
опасная штука. Лучше заранее подготовиться к хотя и нежелательным, но
вполне возможным порезам, царапинам и др.
- Еда. Процесс
ОБЕДА на аэродроме - немаловажная часть полётного процесса. Отнеситесь
же к ней ответственно. Только никогда не храните топливо в таких же
бутылках, что и питьевая вода или прочие напитки - дабы не запить
случайно бутерброд метанольчиком. Для топлива лучше всего подойдёт
канистра с яркой этикеткой.
- Соответствующая одежда. Всегда одевайтесь чуть теплее, чем требует погода - на поле обычно дует ветер.
Еда и одежда, вообще говоря, не обязательно должны помещаться в ящике, но вот позаботиться о них надо.
Вот тот минимум, который желателен к наличию в вашем полётном ящике
(рюкзаке, сумке и т.д.) - независимо от типа моделей, на которых вы
летаете. Дальнейшая его начинка разрастётся одновременно с вашим быстро
набирающимся опытом. Однажды на поле вам не хватит какого-нибудь
инструмента и вы, кляня на чём свет стоит меня, да и себя заодно, не
солоно хлебавши отправитесь домой с чуть было не полетевшей моделью.
Зато тот инструмент, который вы сегодня в ящик не положили - потому что
я про него не написал, а вы по неопытности не сообразили взять - отныне
поселится там надолго.
С ростом опыта происходит и другое явление: разросшаяся начинка
ящика перестаёт быть нужной, поскольку модель отрегулирована, а сажаете
вы её идеально, да и не ломаете без надобности. И вы можете захотеть
выложить что-то ненужное. В этом случае хорошенько подумайте перед
очередной ревизией ящика: а вдруг то, что вы выложили из ящика, завтра
понадобится кому-то из ваших коллег?
Заключение
Создание и наполнение ящика - процесс творческий. Поскольку ящик
должен удовлетворять всем потребностям его хозяина, многие делают ящики
самостоятельно. И наверное, правильно. Поэтому подумайте десять раз
прежде, чем строить стандартный ящик по приведённым тут чертежам. Может
быть, лично вам толку от него будет мало. В этом случае можно подумать
о собственном ящике. Его можно сделать из фанеры, из какого-нибудь
другого лёгкого ящика, это может оказаться коробка из упаковочного
картона или пенопластовый ящик, оклеенный несколькими слоями
стеклоткани на смоле - для прочности. Вариантов много. Проявите
смекалку, и вы можете стать обладателем хранилища инструментов,
которому будут завидовать многие.