Пятница, 19.04.2024, 00:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Lida-eLiTE

залогинься

Новости

Софтинки

фотки

часики

Каталог статей

Главная » Статьи » RC самолеты

Силовые аккумуляторы

Силовые NiCd аккумуляторы

Силовые_аккум20
NICd (никель-кадмиевые) аккумуляторы используются для питания электродвигателей на радиоуправляемых моделях. Они стоят недешево и, чтобы продлить срок их службы и полностью использовать емкость, с ними надо правильно обращаться.

NiCd – первые аккумуляторы, нашедшие применение в электромоделях. Электродвигатели, приводящие модели в движение, потребляют довольно большие токи. Изначально такие токи могли обеспечить только NiCd батареи. До сих пор они являются единственным и незаменимым источником энергии для многих электромоделей.

Одни из самых часто используемых в моделизме NiCd элементов имеют диаметр 22 мм и длину 42 мм, их максимальная емкость составляет 2400 ма/ч. Типовые разрядные токи, на которых используются подобные аккумуляторы - 20-40 ампер. Конечно, выбор силовых аккумуляторов этим не ограничивается. Они бывают самых разных размеров и емкостей. Мировым лидером в производстве NiCd элементов, способных отдавать большие токи, является фирма Sanyo. Аналогичные NiCd аккумуляторы также производят фирмы Panasonic и Varta.

Выбор аккумуляторов

Сложно назвать конкретные аккумуляторы, которые подойдут к вашей модели. Поэтому здесь будут приведены лишь общие принципы выбора.

1. Если говорить о выборе производителя, то Sanyo несомненно имеет ряд преимуществ по качеству работы. По сравнению с другиим производителями, аккумуляторы Sanyo имеют меньшее внутреннее сопротивление, большую отдачу, медленнее стареют и меньше греются.
2. Аккумуляторы для батареи должны быть подобраны по емкости. Иначе батарея прослужит заметно меньше, чем могла бы, да и отдача будет поменьше.
3. Если все-таки важно извлечь побольше емкости, то цена может отойти на второй план. Нужно выбирать аккумуляторы исходя из того, какую емкость они будут отдавать на заданной нагрузке, и только потом смотреть на отношение емкость/цена. Тут возможны довольно забавные ситуации. Если посмотреть банки Sanyo в форм-факторе АА на 800 и 1000 ма/ч, то при токе 10 ампер банки на 800 ма/ч выдадут больше емкости, хотя стоят они дешевле. Эта ситуация взята из авиамодельной практики, когда используется популярный мотор Speed 400 со стандартным пропеллером, без редуктора.
4. Если важно извлекать из аккумуляторов еще больше, то их начинают селектировать не только по емкости, но и по напряжению. Выбирают те банки, которые имеют максимальное напряжение. Это где-то на 0.05 вольта больше, чем для стандартного случая.
5. Наконец, чтобы извлекать из банок все до последнего, их специально обрабатывают по "Zap"-технологии, и только потом селектируют по емкости и напряжению. Но это необходимо только для очень серьезного спорта. Потому что цена таких банок возрастает раза в два. Для того, чтобы сделать 27-баночную батарею для планера F5B, спортсмены могут перебрать 2000 банок.

Пайка

Вы, конечно, можете купить готовую батарею, но многие моделисты отдают предпочтение приобретению комплектов селектированных и неспаянных элементов (обычно это обходится дешевле). Пайка особых сложностей не вызывает, но надо учесть несколько моментов, чтобы не повредить аккумуляторы и добиться высокого качества соединений. И, конечно же, вы должны обладать некоторыми навыками пайки, чтобы не испортить аккумуляторы.

Взаимное расположение элементов в батарее может быть различным, и определяется только формой аккумуляторного отсека модели. Например, если речь идет об автомодели, для которой требуется батарея из 6 банок, то тут возможны 2 конфигурации:
  • Соединение банок торцами по 3 штуки, в 2 ряда
  • Расположение банок бок о бок и соединение соседних банок перемычками
При самостоятельной сборке элементы чаще всего располагаются вторым способом, так как пайка в этом случае наиболее простая.

Весь процесс можно разбить на несколько этапов.

1. Нужно приобрести все необходимые инструменты (как минимум паяльник, припой, флюс и перемычки). Паяльник должен быть мощностью 40-60 ватт, а еще лучше - 100 ватт с ограничением по температуре. Припой можно использовать ПОС61, а в качестве флюса - 30-50% ортофосфорную кислоту. Если нет фирменных перемычек, то можно использовать медную оплетку от экранированного провода, сечением не менее 2.5 кв. мм.
2. Обязательно подготовьте аккумуляторы и перемычки перед пайкой. Аккумуляторы нужно разрядить и очистить от грязи. После этого все паяемые поверхности необходимо залудить. Обратите внимание, что залуживать нужно не всю поверхность, а только места пайки.
3. Уложите аккумуляторы в ряд, так чтобы их полюсы чередовались, и подровняйте.В местах касания элементов нанесите циакриновый гель. Когда клей засохнет, переверните ряд из аккумуляторов на другую сторону и повторите операцию.Термоклеем пользоваться не рекомендуется, т.к. при нагреве аккумуляторов он размягчается и теряет прочность.
4. Теперь, когда аккумуляторы зафиксированы, можно приступить к пайке. Поскольку аккумуляторы в местах пайки и перемычки вы уже залудили, проблем возникнуть не должно. Припой в месте пайки должен быть гладким и блестящим. Если олово выглядит мутным, то, возможно, вам не хватило мощности паяльника, или же вы решили обойтись без флюса. Качество соединения при этом остается под большим вопросом.
5. Когда элементы соединены между собой, остается припаять провода с разъемом, или контакты из тех же перемычек, на случай, если вы задумаете на соревнованиях обходиться без разъемов. Во втором случае такие контакты будут спасать аккумуляторы от перегрева паяльником.
6. После завершения пайки необходимо смыть остатки флюса щеткой, смоченной в воде или спирте (в зависимости от того, какой флюс применялся).

При спайке элементов очень удобно использовать сборную опалубку в виде коробки по габаритам батареи, изготовленную из листового текстолита или подобного материала. Ее можно сделать самому или купить.

Если уж речь зашла о пайке батарей, нужно упомянуть и способ пайки аккумуляторов встык, без использования перемычек.

Во-первых, перед тем как идти на такой подвиг, десять раз подумайте, надо оно вам или нет. Выигрыш по сопротивлению начинает сказываться при токах 70-100 ампер, а такое бывает, как правило, только на спортивных моделях (например, на планерах F5B). В большинстве же случаев токи аккумуляторов не превышают 40 ампер. Помните также, что если вы спаяете аккумуляторы встык без перемычек, то вы не сможете потом разобрать батарею, если это понадобится (например, чтобы заменить банку, которая вышла из строя).

При пайке аккумуляторов встык необходимо использовать специальную насадку на паяльник в виде молотка, диаметром 12-15 мм и длиной 30-40 мм. Для выравнивания банок можно использовать алюминиевый уголок. С элементов можно снимать "рубашки", оставляя только колечко у положительного полюса (на 27-баночной батарее это экономит около 10 грамм веса). На положительные полюсы также делаются изолирующие прокладки с отверстием в центре. Они защитят аккумулятор от брызг олова при пайке.

Торцы банок необходимо залудить. Затем банки прогревают, вставив между ними "молоток". После этого паяльник вынимают, а аккумуляторы быстро смыкают.

Затягивать батарею в термоусадочную пленку или нет - решать вам. Вообще, такая обтяжка несколько ухудшает теплоотвод, поэтому, скажем, на "классических" 6-баночных батареях ее стараются не использовать, тем более, что затрудняется доступ к отдельным элементам для индивидуального разряда. Но если речь идет о большом количестве банок и экономии веса (отказ от использования циакрина), то без обтяжки уже никак не обойтись.

Заряд

Зарядка силовых аккумуляторов отличается от зарядки обычных. Если обычные, как правило, заряжают током 0.1С (где С - емкость аккумулятора), то для силовых батарей требуется ток заряда 1.5С-2.5С. На заряд простых батарей уходит 10-14 часов. Силовые аккумуляторы заряжаются 20-40 минут. Естественно, что и зарядные устройства используются другие. Соответственно, их называются "медленными" и "быстрыми".

Механизм быстрой зарядки аккумуляторов отличается от обычного. В конце зарядки напряжение на элементе относительно быстро возрастает, а затем начинает снижаться.

Механизм123

1. Аккумулятор полностью разряжен, напряжение меньше 0.4 вольта.
2. Быстрая зарядка.
3. Дозарядка слабым постоянным током.
4. Зарядное устройство отключено.

По пику напряжения зарядники и определяют, что процесс быстрой зарядки пора прервать. Зачастую после этого проводится второй короткий цикл заряда, для более полной накачки батареи.

Величина пика может немного варьироваться в зависимости от производителя. Например, фирма Sanyo рекомендует величину спада напряжения из рассчёта на одну банку примерно 10 милливольт от пика напряжения.

Внимание! В любом случае температура батареи при заряде не должна быть выше 45 градусов.

Диапазон цен на быстрые зарядники колеблется от 20 до нескольких тысяч долларов. Все зависит от функциональных возможностей:
  • количества одновременно заряжаемых батарей
  • минимального и максимального количества банок в батарее, которое поддерживается зарядником
  • возможности регулировки тока заряда и диапазона его изменения
  • наличия индикатора и различных режимов заряда
  • наличия разрядника
Конечно, тут перечислены далеко не все критерии, и многое также будет зависеть от фирмы-производителя. Если вы хотите максимально использовать емкость своих батарей, то придется раскошелиться на нормальный компьютерный зарядник, с регулируемым током и желательно с разрядником. Ну а если разница в несколько процентов емкости для вас не принципиальна, то можно будет обойтись и более дешевыми зарядными устройствами. Наиболее качественные и известные модели зарядников предлагают фирмы Robbe, Graupner и Schulze.

Существуют различные модификации алгоритмов быстрого заряда, которые, по идее, должны приводить к более полной зарядке батарей. Однако на практике конечный эффект настолько неочевиден, что углубляться в такие тонкости нет смысла. Запомните лишь, что при работе с батареей стоит всегда обеспечивать ее полный цикл заряда/разряда. Тогда ваш аккумулятор прослужит дольше.

Разряд

После того, как батарея отработала, ее обязательно нужно разрядить. Если этого не сделать и сразу перейти к зарядке, то у аккумуляторов станет проявляться эффект памяти. Это выражается в том, что напряжение на банках при заряде немного повышается, а реальная емкость падает.

Если ваше зарядное устройство не имеет встроенного разрядника, то можно воспользоваться лампочкой накаливания (или несколькими) на 12в и ток 3-20 ампер. Лампу необходимо отключить, когда спираль будет еле тлеть. Если этого не сделать и ждать "до победного конца", то есть риск, что из-за разброса емкостей некоторые элементы батареи окажутся реверсированными (слегка заряженными в обратной полярности). Вообще говоря, можно купить специальный разрядник, который автоматически отключит нагрузку в нужный момент. Для еще более полной разрядки можно рекомендовать доразрядить каждый элемент по отдельности через кремниевый диод и резистор номиналом 50-100 ом. На рынке предлагаются готовые устройства, которые подключаются к каждому элементу батареи, и разряжают их до конца.

Нюансы эксплуатации

При обычной эксплуатации с аккумуляторами можно обращаться весьма вольно, но когда речь идет о соревнованиях, часто бывает необходимо извлечь из батареи все до последнего. В этом случае аккумуляторы требуют намного более аккуратного и бережного обращения. Разница в энергоотдаче составляет всего несколько процентов, но порой от этого зависит победа в соревновании.

Те, кто использует NiCd батареи, знают, что в начальный момент аккумулятор имеет повышенное напряжение, особенно в первую минуту работы, которое постепенно приходит в норму. Если батарею заряжать большим током, то аккумулятор будет выдавать повышенное напряжение дольше, хотя общее время отдачи энергии сократится. И наоборот, если заряжать меньшим током, то аккумулятор будет отдавать энергию более равномерно, а общее время работы чуть увеличится. На практике это значит, что в зависимости от режима эксплуатации можно подбирать оптимальный зарядный ток батарей. Например, тем, кто ездит в классе Stock, есть смысл заряжать аккумуляторы максимальным током (5 ампер). Ну а тем, кто ездит в классе Modified, возможно, будет полезно заряжать батареи помедленнее.

Никогда не гоняйте батарею до самого конца (пока мотор не перестанет крутиться). При этом Вы можете разрядить некоторые элементы в батарее до их переполюсовки. Никогда не допускайте резких перепадов температур батареи. Да, после разряда аккумуляторы могут нагреться так, что их будет трудно держать в руках. Но это не повод использовать для охлаждения воду или холодильник. Лучше воспользоваться небольшим вентилятором и подождать полчасика или часик. Это, конечно, не быстро, но батарея прослужит намного дольше.

Существует мнение, что для того, чтобы извлекать максимум энергии из NiCd батарей, желательно делать между рабочими циклами перерывы хотя бы в 24 часа (батарея отдыхает, примерно как резиномотор). Правда, справедливости ради, надо сказать, что у разных людей мнения тут расходятся, и результаты выходят самые разные (у кого-то прирост емкости получается, а у кого-то нет).

Хранение

NiCd батареи надо хранить в разряженном состоянии. Лучше всего подключить цепочку из диодика и резистора на каждую банку, чтобы ограничить напряжение на уровне 0.5-0.7 в на элемент. Это также способствует выравниванию характеристик элементов, из которых состоит батарея.
После длительного хранения батареи необходимо прогнать 2-3 цикла заряд/разряд током 3-5а, чтобы она вошла в рабочий режим и работала с полной отдачей.

Заключение

Наверное, после прочтения этой статьи вы уже примерно поняли, что собой представляют силовые аккумуляторы и как с ними обращаться. Подводя итог, можно сказать, что, эксплуатируя аккумуляторы, нет смысла излишне усложнять свою жизнь. Конечно, когда речь идет о спорте, и тем более о мировых рекордах, то к эксплуатации батарей надо подходить со всей серьезностью. Ну а если вы используете батарею, чтобы покатать автомодель раз в неделю по лужайке перед домом, то многие нюансы можно и опустить. В этом случае зарядник можно взять попроще, разряд проводить при помощи лампы накаливания (без индивидуального разряда каждой банки).

И еще один момент, касающийся утилизации отработавших аккумуляторов. Дело в том, что кадмий, содержащийся в NiCd элементах, по токсичности не уступает ртути. Поэтому во всех цивилизованных странах имеются пункты приема таких батарей, а стоимость переработки сразу включается в цену аккумуляторов. Более того, во многих местах запрещено использовать NiCd-элементы, которые не включены в общую программу утилизации (на которых отсутствует специальная маркировка).










Силовые NiMH аккумуляторы

Вступление

В 1999 году благодаря тому.что фирма Panasonic выпустила NiMH (никель-металгидридные) аккумуляторы для электромоделей,- появилась возможность увеличить время полетов и заездов. Эти аккумуляторы в форм-факторе SC, их диаметр 22 мм, высота 43 мм, емкость 3000 ма/ч.

Сами по себе NiMH аккумуляторы - не новинка. Их изобрели очень давно, и уже много лет удачно используют в разнообразных сферах. Использование NiMH в электромоделях долгое время удерживалось их ограничениями по разрядным и зарядным токам. Только лишь в 1999 году фирма Panasonic смогла представить 3000 ма/ч в корпусе SC с подходящими характеристиками. Эти аккумуляторы способны отдавать токи до 30 ампер, что достаточно для большинства электромоделей. NiMH имеют одинаковые размеры с NiCd, но большую удельную емкость. Но, если речь идет о токах 70 ампер, NiCd до сих пор остаются вне конкуренции.

На сегодняшний день главными производителями NiMH аккумуляторов в форм-факторе SC являются фирмы Panasonic, Sanyo и Powers International.

Выбор аккумуляторов

В середине 2002 года существовало только 3 производителя силовых NiMH аккумуляторов емкостью 3000 ма/ч. Выбирая производителя, примите во внимание следующее:

  1. Наименьшим внутренним сопротивлением обладает Sanyo, дальше идет Panasonic и затем Powers.
  2. Для больших токов однозначно советуем Sanyo.
  3. Для токов нагрузки до 20 ампер приоритет по емкости будет у Powers, так как они отдадут на 50-100 ма/ч больше, чем Sanyo.
  4. У аккумуляторов Powers GT-3000R напряжение меньше чем у Sanyo и Panasonic (на 0.02 вольта для каждой банки).

Все же ситуация может сильно измениться. На сайте Powers International уже появилась информация об аккумуляторах R-3300. Они обладают увеличенной емкостью, в полтора раза большие разрядные токи (30 ампер вместо 20) и более высокое напряжение, чем их предшественники GT-3000R.

Зарядка NiMH

Зарядка NiMH аккумуляторов отличается от зарядки NiCd. А если ваш зарядник не предназначен для применения с NiMH, вы можете попросту вывести им батарею из строя или сократить срок ее использования.

Зарядка NiMH (SC 3000 ма/ч) проводится током от 3 до 5 ампер. Обычно, 5 амперами можно заряжать любые подобные элементы. Но если нет особой необходимости- токи более 3 ампер лучше не использовать,так как иногда при больших токах заряда и высокой температуре воздуха можно перегреть банки. Перед зарядкой аккумулятору необходимо непременно дать остыть, а во время зарядки температура батареи не должна превышать 45 градусов. Также нельзя допускать резких перепадов температур. Вместо применения агрессивного охлаждения лучше взять небольшой вентилятор и подождать.

Останавливать зарядки нужно по стандартному пиковому методу (по спаду напряжения в конце заряда). По сравнению с NiCd - у NiMH элементов пик выражен в 2 раза слабее, поэтому к зарядникам предъявляются более высокие требования по контролю напряжения. Если зарядник имеет регулируемую чувствительность пика конечного напряжения, то ее необходимо установить в 0.02-0.03 вольта для 6-баночной батареи (3-5 мв на один элемент).

Проводить зарядку NiMH следует в обычном "линейном" режиме, когда ток заряда остается постоянным на протяжении всего процесса. "Линейный" режим установлен по умолчанию во многих дорогих зарядниках, и является единственно возможным во всех дешевых. Использование других режимов вроде бы не влияет на продолжительность работы батареи, но после такой зарядки напряжение батареи будет немного ниже.

Внимание! NiMH аккумуляторы очень плохо относятся к перезаряду. По этой причине их нельзя подпитывать слабым током по окончании заряда (так называемый режим "trickle charge"). Помните, что многие дешевые зарядники переходят в этот режим автоматически, когда быстрая зарядка закончилась. Поэтому долго держать батареи в таких зарядных устройствах нельзя: сразу после окончания зарядки аккумуляторы необходимо вынуть. А еще лучше, конечно, использовать более серьезные зарядные устройства, где такая ситуация исключена. NiMH батареи можно "добивать" в заряднике повторно, непосредственно за несколько минут до использования. Это позволит максимально полно использовать энергию аккумулятора. Для этого зарядку надо начать хотя бы за 1 час до старта. Зарядка займет 40-45 минут, и еще останется время на остывание и добивку. Хочется предостеречь товарищей, которые любят впадать в крайности, от того, чтобы производить добивку несколько раз. Как уже выше говорилось, NiMH аккумуляторы очень не любят перезаряда, поэтому вторая добивка принесет больше вреда, чем пользы. Помните, что добивку стоит проводить только на хороших зарядниках. Чувствительность пика напряжения необходимо увеличить до 0.01 вольта для 6-баночных батарей. В идеале, надо просто стараться, чтобы батарея после зарядки как можно меньше лежала без дела.

Замечание. Фирма SANYO вообще не рекомендует проводить второй цикл "добивки", а говорит о зарядке аккумуляторов непосредственно перед стартом. Тем не менее, практически все всё равно "добивают" батареи. Это идет немного в ущерб долговечности, но позволяет больше извлечь из аккумуляторов во время соревнований.

Разрядка NiMH

Между зарядками NiMH батареи должны быть обязательно разряжены, даже несмотря на то, что, по заявлениям некоторых производителей, эффект памяти в их NiMH элементах отсутствует. Если следующая эксплуатация батареи состоится в течение недели, то сразу после использования аккумулятор надо разрядить до напряжения из расчета 0.9 вольт на банку. Использовать фирменные разрядники для NiCd аккумуляторов нежелательно, поскольку они могут разрядить батарею сильнее, чем это допустимо, а это неблагоприятно влияет на состояние аккумуляторов и срок их службы.

Токи разряда не имеют принципиального значения. Единственное, за чем стоит следить, так это за тем, чтобы напряжение на банках не опустилось ниже 0.9 вольт. По этой же причине не стоит "сгонять" остатки электричества непосредственно на самой модели, гоняя ее двигатель без нагрузки. Таким способом можно сильно промахнуться с конечным напряжением.

Долгосрочное хранение

Если NiMH батарею предполагается хранить без использования дольше, чем 1 месяц, то ее надо обязательно зарядить хотя бы на 50% емкости. Все аккумуляторы имеют свойство терять энергию во время хранения. А как уже говорилось выше, NiMH элементы не любят переразряда. Поэтому хранить их в разряженном состоянии не стоит. Раз в 1-2 месяца следует проводить дозаряд, разряд и снова заряд на 30-60% емкости.

Заключение

В настоящее время NiMH аккумуляторы являются весьма перспективными с точки зрения ёмкости. Несмотря на кажущуюся сложность в обслуживании NiMH батарей, привычка следовать описанным выше правилам эксплуатации вырабатывается достаточно быстро, и вам останется только пользоваться большой ёмкостью NiMH аккумулятора в своё удовольствие.

Категория: RC самолеты | Добавил: roma (25.04.2009)
Просмотров: 6920 | Комментарии: 3 | Теги: R/C самолеты
Всего комментариев: 1
1 DialogExpert  
0
Конструкторский коллектив, возглавляемый инженером Овчаровым В.В. разработал конструкцию энергонакопителя электрического тока большой удельной емкости. Конструкция накопителя электрической энергии основана на общеизвестных физических принципах, обладает высокой технологичностью в производстве и низкой себестоимостью. В конструкции применяются экологически чистые материалы, не требующие специальной утилизации. Конструкция может быть любого размера, формы и является хорошим конструкционным материалом способным нести механические нагрузки (возможны варианты монолитнотвердый или тканеобразный) На основе стандартного оборудования разработана универсальная технология производства элементов питания различного назначения от микро до макро размера.
http://energystoren.narod2.ru/

Характеристики «НЭО»:
• Зарядное напряжение: 50-600В. (в зависимости от источника)
• Зарядный ток 1-1000А. (в зависимости от источника)
• Число циклов заряда-разряда: >10 6 (более 20лет гарантированной службы)
• Время зарядки зависит от источника, возможна мгновенная зарядка (импульс).
• Напряжение ячейки: <600В. (без использования последовательного соединения)
• Разрядное напряжение 12-36В. (в зависимости от источника потребления)
• Разрядный ток: 1-1000А. (в зависимости от источника потребления)
• Время разрядки зависит от источника потребления, возможна мгновенная разрядка (импульс).
• Из-за конструктивных особенностей при зарядке и разрядке конструкция не нагревается.
• Интервал рабочих температур: от -70 С0до +250 С0 (при минусовых температурах удельная ёмкость возрастает).
• Удельная энергия – ~10 3 - 10 5кДж/кг 0,5-28кВт-час/кг (напряжение в ячейке 20-100В)
• Удельная мощность - ~10 3 - 10 5кВт/кг (развивает изделие весом 1кг)
• Ток утечки в A: 10-6 - 10-9 (ток саморазряда не более 3% в год, что создает возможность длительного хранения)
• Плотность изделия – 1,5-3 кг/дм3 (соотношение размера и веса)
http://www.asnv.ru/FZP/energo.php
http://fzp.su/?page_id=419

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

чатик

200

поиск по сайту

mp3 прлеер

баннеры

Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ
Rating All.BY
Web-IP.ru - Система Активной Рекламы

кто сейчас on-line


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0